Термины  |   Законодательство  |   Лицензии  |   Партнеры  |   Вопрос - Ответ  |   История ПО  |   Статьи
Главная Услуги Объекты Клиенты Контакты

Как победить пожары на природных территориях России

 

 

 

07.02.2010 

Проблема пожаров на природных территориях нашей страны (в первую очередь - пожаров в лесах и на торфяниках, а также неконтролируемых палов сухой травы) становится с каждым годом все более острой, а ущерб, наносимый этими пожарами природе и людям, все менее терпимым. К сожалению, надежды на улучшение ситуации в ближайшие годы нет. Единой системы боробы с пожарами на природных территориях в нашей стране не существует, а те ее части, которые раньше более или менее эффективно работали (государственная лесная охрана и система пожарно-химических станций в лесхозах, централизованная система авиационной охраны лесов от пожаров, добровольные пожарные дружины сельхозпредприятий) или уже полностью разрушились, или находятся при последнем издыхании. Тенденции развития лесного и сельского хозяйства практически не оставляют сохранившимся фрагментам отраслевых систем борьбы с пожарами на природных территориях шансов на выживание.

Качественный учет пожаров на природных территориях России отсутствует. Данные разных источников о ежегодной площади природных пожаров в России нередко различаются в разы, а данные по конкретным регионам иногда даже в десятки раз. Некоторые типы природных пожаров вообще никак не учитываются статистикой - например, палы сухой травы, пожары в защитных лесополосах и среди молодой древесной поросли на землях сельскохозяйственного назначения. Тем более нет достоверной статистики о том ущербе, который наносят пожары на природных территориях природе и людям, в том числе сколько сгорает домов и других построек от травяных палов, сколько гибнет людей, особенно страдающих болезнями органов дыхания, из-за отравления дымом травяных и лесоторфяных пожаров, сколько уничтожается лесополос, молодых лесов, повреждается лесных опушек и т.д. Но даже доступная информация показывает, насколько проблема велика: масштабы повреждения лесов огнем сопоставимы с масштабами заготовки древесины лесным сектором России, количество сгорающих (в основном от сельхозпалов) домов и построек в относительно благополучные годы исчисляется сотнями, в неблагополучные - первыми тысячами, дым от пожаров в неблагоприятные годы влияет на здоровье десятков миллионов людей.

Несмотря на большой и постепенно растущий ущерб, наносимый пожарами на природных территориях, эффективно бороться с ними сейчас некому. За пожарную безопасность на землях сельскохозяйственного назначения и на некоторых других категориях земель сейчас в реальности не отвечает никто. За пожарную безопасность на землях лесного фонда теоретически отвечают региональные органы власти (кроме Подмосковья) и отчасти арендаторы, но лесное законодательство и система финансирования лесного хозяйства таковы, что в реальности пожарная безопасность в лесах тоже практически никем не обеспечивается (бывают исключения, но их с каждым годом становится все меньше). Существовавшая ранее централизованная система авиационной охраны лесов (Авиалесоохрана) после принятия нового Лесного кодекса 2006 года оказалась раздробленной на множество независимых региональных организаций, большинство из которых к настоящему времени приказало долго жить, остальные доходят, теряя квалифицированных сотрудников, технику и оборудование. Хаотические именения в законодательстве делают привлечение виновников пожаров на природных территориях хоть к какой-то ответственности все менее реальным.

Постоянно растущая мощь государственной противопожарной службы, подведомственной МЧС, нисколько не улучшает ситуацию с охраной природных территорий нашей страны от огня. Во-первых, МЧС не отвечает за тушение пожаров на природных территориях, пока они не начинают непосредственно угрожать населенным пунктам и инфраструктуре. Во-вторых, у МЧС практически нет опыта по борьбе с природными пожарами, особенно в лесах и на торфяниках - тушение абсолютного большинства таких пожаров в прошлом обеспечивалось лесохозяйственными организациями.

Таким образом, систему борьбы с пожарами на природных территориях нашей страны предстоит выстраивать заново. По возможности надо попытаться сохранить выжившие фрагменты старой системы борьбы с лесными пожарами - дееспособные региональные авиационные базы охраны лесов от пожаров и остатки профессиональных лесохозяйственных организаций, но основную часть системы борьбы с лесными пожарами неободимо создавать практически "с нуля".

Главная роль в новой системе охраны природных территорий нашей страны от пожаров должна принадлежать вовсе не МЧС и органам государственной пожарной охраны, лесного или сельского хозяйства, а образовательным учреждениям, прежде всего школам. Главным источником лесных пожаров, и практически единственным источником торфяных пожаров и палов сухой травы, является человек. Неправильное и неосторожное обращение людей с огнем является причиной более чем 90% пожаров на природных территориях нашей страны в целом, и более чем 99% пожаров на природных территориях в густонаселенных районах. Какой бы ни была система борьбы с лесными пожарами, победить миллионы пироманов ей не под силу. Единственным реальным средством снижения количества поджогов травы, лесов и торфяников является массовое образование и просвещение. Образовательные учреждения, особенно детские, должны всеми возможными способами вдалбливать в умы две очень простые, но необходимые идеи:

а) это наша страна, и каждый из нас несет персональную ответственность за ее состояние, в том числе за сохранение природных территорий от огня;

б) поджоги сухой травы, лесов и торфяников крайне вредны и опасны, поджигатель несет ответственность за возможную гибель людей, уничтожение построек и природы, и не может считаться приличным человеком.

Через противопожарное просвещение молодежи можно влиять и на взрослую, по крайней мере вменяемую, часть общества, и постепенно искоренять многолетнюю привычку к поджигательству. Конечно, для того, чтобы преломить некоторые вековые суеверия (например, что травяные палы полезны для сельского хозяйства), потребуется грамотная аргументация - но она уже есть, вопрос лишь в том, как ее донести до большинства наших соотечественников.

Необходима также специальная просветительская работа с руководителями и специалистами сельхозпредприятий, а также со студентами сельскохозяйственных ВУЗов и техникумов. Намеренные поджоги сухой травы и стерни работниками сельхозпредприятий являются одним из важнейших источников пожаров на природных территорий, в том числе в лесополосах и на осушенных торфяниках.

Эффективная борьба с пожарами на природных территориях будет невозможна без восстановления специализированных структур, обеспечивающих охрану этих территорий - прежде всего, государственной лесной охраны и структур, обеспечивающих охрану особо охраняемых природных территорий федерального и регионального уровней. Без государственной лесной охраны большинство мелких возгораний в лесах неизбежно будет перерастать в крупные пожары, а большинство поджигателей и нарушителей правил пожарной безопасности так и будет уходить от ответственности за содеянное.

Кроме восстановления государственной лесной охраны, необходимо будет решить проблему бесхозности некоторых категорий лесов и защитных насаждений (лесополос) - тех, которые фактически выпали из сферы действия нового лесного законодательства. Эти леса и лесополосы официально как бы не существуют, поэтому никто не отвечает за их сохранность, а в случае их утраты в результате пожара никто за эту утрату не несет никакой ответственности.

Необходимо также внесение значительных изменений в действующее законодательство, в том числе введение прямого запрета на поджоги сухой травы и организацию сельскохозяйственных палов (возможно, за исключением отдельных случаев, когда такие палы необходимы и до их проведения обеспечиваются чрезвычайные меры по предотвращению неконтролируемого распространения огня). Теоретически поджигатели сухой травы и стерни могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности и сейчас, особенно если их действия причинили значительный ущерб лесам или постройкам, но требования законов и правил насктолько мутны и двусмысленны, что большинство поджигателей уходит от наказания.

Но самое первое, что необходимо сделать - это изменить отношение всего российского общества и власти к проблеме пожаров на природных территориях. Сейчас такие пожары, в особенности палы сухой травы (один из важнейших источников всех остальных пожаров), воспринимаются большинством наших сограждан как неизбежное зло - "ну климат у нас такой и люди такие, что все везде горит каждый год, и ничего с этим не сделаешь". Ситуация усугубляется тем, что многие пытаются заранее, вроде как "под присмотром", сжечть траву и бурьян, чтобы избежать неконтролируемых палов - но в реальности такие "контролируемые" палы практически всегда выходят из-под контроля и радикально ухудшают ситуацию с пожарами в целом. Повсеместные массовые поджоги буквально всего, что может гореть - сухой травы, куч мусора, тополиного пуха - формируют у большей части людей наплевательское отношение к огню в природе, а также ощущение бесполезности какой бы то ни было борьбы с природными пожарами.

На самом деле, ситуация вовсе не безнадежна: опыт других стран, в том числе северных, показывает, что систематическая работа государства и всего общества по искоренению пиромании среди населения может свести риск серьезных пожаров в лесах и на торфяниках почти к нулю. Проблема массовых травяных палов - это проблема в основном развивающихся стран с примитивным сельским и лесным хозяйством. Современное же сельское и лесное хозяйство подразумевает практически полное исключение умышленных выжиганий растительности из практики землепользования (за исключением отдельных специфических случаев) и достаточно эффективную борьбу со случайными пожарами.

/forestforum.ru/

 

Контакты


Email: Почта 

Тел.: (495) 223-45-91

Главная   |   Услуги   |   Объекты   |   Клиенты   |   Контакты

2005-2015 © Инновационные технологии безопасности
Архив ностей пожарной тематики