Термины  |   Законодательство  |   Лицензии  |   Партнеры  |   Вопрос - Ответ  |   История ПО  |   Статьи
Главная Услуги Объекты Клиенты Контакты

Технический регламент: вопросы и ответы

 

 

 

22.09.2009 На "горячую линию" МЧС России, в редакцию "Российской газеты" ежедневно поступают десятки вопросов, связанных с реализацией положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". На типовые вопросы читателей мы попросили ответить специалистов Департамента надзорной деятельности МЧС России.

1. Возможна ли установка кухонных плит на газовом топливе на кухнях десятиэтажных жилых домов?

    - Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), вступившим в силу с 1 мая 2009 года, определен новый порядок подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Данный порядок позволяет наиболее оптимально выбирать варианты противопожарной защиты объектов путем выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, либо путем оценки пожарного риска. В частности, положениями п. 5.2.4.6 Свода правил 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планированным и конструктивным решениям", принятого во исполнение Технического регламента, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 174 и зарегистрированного в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, регламентировано, что установка кухонных плит на газовом топливе в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более не допускается.

2. Возможно ли использование ПВХ-покрытий в качестве напольных на путях эвакуации при капитальном ремонте?

    - В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно-технических и организационных мероприятий.

При проведении ремонтных работ, предусматривающих замену напольных покрытий, не запрещается использование материалов, соответствующих требованиям ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.

3. Каков порядок определения расходов воды на наружное пожаротушение для объектов, параметры которых превышают нормативные требования?

    - Частью 7 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установлено, что расход воды на наружное пожаротушение зданий, высота или объем которых больше высоты или объема, указанных в таблице 8 приложения, а также общественных зданий объемом свыше 25 000 м3 с массовым пребыванием людей должен быть увеличен не менее чем на 25 процентов.

При выполнении данного требования разработка дополнительных специальных технических условий не требуется.

4. Каков порядок применения нормативных документов (НПБ, ПУЭ, СНиП) после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"?

    - В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Технического регламента со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, в том числе и вышеназванными, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего федерального закона.

5. Каков порядок применения Технических условий на проектирование противопожарной защиты вновь строящегося и реконструируемого здания склада готовой продукции, включающих расчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей при пожаре, согласованных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", проектная документация, по которым поступила на государственную экспертизу после 1 мая 2009 г.?

    - К объектам, строительство которых в настоящее время не завершено, или к объектам, проектирование которых началось до 1 мая 2009 г., применяются нормы, действовавшие на момент начала проектирования или строительства. Следовательно, государственная экспертиза такой проектной документации должна проводиться на соответствие нормам, которые действовали в период начала ее разработки, (т.е. нормам, содержащихся в документах, перечисленных в техническом задании на проектирование).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, проектирование объектов в соответствии с техническими условиями, согласованными до 1 мая 2009 г., не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Положения вышеназванных специальных технических условий должны выполняться в полном объеме. Причем, дополнительной корректировки подобной проектной документации в соответствии с Техническим регламентом не требуется.

Одновременно сообщаем, что для объектов, спроектированных в соответствии с ранее действовавшими требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности, в том числе ранее согласованными техническими условиями, проведение оценки пожарного риска не требуется.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 64 Технического регламента для проектируемого объекта застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, до ввода объекта в эксплуатацию должна быть составлена декларация пожарной безопасности, содержащая перечень требований нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.

6. Как определяется высота здания для разработки противопожарных мероприятий?

    - Положениями пункта 3.1 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", разработанного в развитие Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установлено, что высота здания для разработки противопожарных мероприятий определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене.

7. Как следует понимать положения части 9 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в части касающейся необходимости разделения противопожарными преградами предприятий торговли и общественного питания, а также их обеспечения самостоятельными эвакуационными выходами?

    - В соответствии с положениями статьи 32 Технического регламента данные части здания относятся к одному классу функциональной пожарной опасности и, соответственно, требования по их разделению противопожарными преградами и обеспечению самостоятельными эвакуационными выходами на них не распространяются.

8. Каков порядок разработки и применения декларации пожарной безопасности?

    - В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) разработка декларации пожарной безопасности на проектируемый объект защиты, в том числе и проведение расчетов по оценке пожарного риска, производится застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации; а на существующий объект - собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Причем, в соответствии с частью 7 статьи 64 Технического регламента для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу Технического регламента, также должна быть разработана декларация пожарной безопасности. Данное требование распространяется не только на объекты капитального строительства, но и на остальные объекты защиты, для которых на момент проектирования предусматривалось проведение государственной экспертизы проектной документации.

Перечень объектов защиты, для которых предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, регламентирован статьей 49 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации".

На настоящий момент существует две методики определения расчетных величин пожарного риска:

1. Для зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 и зарегистрированной в Минюсте России от 06.08.2009г., регистрационный № 14486;

2. Для производственных объектов, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404 и зарегистрированной в Минюсте России от 17.08.2009г., регистрационный № 14541.

Декларация пожарной безопасности для строящихся объектов должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России непосредственно перед сдачей объекта защиты в эксплуатацию.

9. Нужно ли разрабатывать декларацию пожарной безопасности для эксплуатирующихся объектов железной дороги?

    - В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Перечень объектов защиты, для которых предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, регламентирован статьей 49 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации".

Для объектов, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности, проведение оценки пожарного риска не требуется.

Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 64, положения части 4 статьи 4 названного закона не распространяются на упомянутую статью.

Декларация пожарной безопасности может быть разработана собственником объекта, что не потребует дополнительных финансовых затрат.

10. Необходимо ли проводить расчет пожарного риска для социального приюта для детей, располагающегося в многоквартирном жилом доме?

    - В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно-технических и организационных мероприятий. Наличие угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара определяется судебными органами по представлению соответствующих материалов сотрудниками государственного пожарного надзора с учетом прилагаемых заключений пожарно-технических экспертиз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" определено, что проведение расчетов по оценке пожарного риска предусматривается только при составлении декларации пожарной безопасности.

При этом пунктом 1 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности", утвержденным в Минюсте России от 23 марта 2009г. (регистрационный № 13577), определено, что составление декларации пожарной безопасности для подобных объектов не требуется.

Одновременно, обращается внимание, что в соответствии с пунктом 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 и зарегистрированных в Минюсте России от 27.06.2003 (регистрационный № 4838), при выполнении требований нормативных документов по пожарной безопасности определение требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей также не требуется.
Если вы не нашли здесь ответы на интересующие вас вопросы, то вы можете спросить о применении Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" напрямую у специалистов МЧС./rg.ru/

 

Контакты


Email: Почта 

Тел.: (495) 223-45-91

Главная   |   Услуги   |   Объекты   |   Клиенты   |   Контакты

2005-2009 © Инновационные технологии безопасности
Архив ностей пожарной тематики