Термины  |   Законодательство  |   Лицензии  |   Партнеры  |   Вопрос - Ответ  |   История ПО  |   Статьи
Главная Услуги Объекты Клиенты Контакты

 В мае 2009 вступил в силу новый Федеральный закон

 

 

 

15.09.2009 В мае 2009 вступил в силу новый Федеральный закон – «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Его принятие - значимый шаг в противопожарном нормировании. На некоторые принципиально важные моменты стоит обратить особое внимание.


О новых требованиях пожарной безопасности

Первое и принципиально важное положение, на которое следует обратить особое внимание - порядок применения статьи 6 «Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности».

В соответствии с этой статьей пожарная безопасность считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает установленных допустимых значений. Механизм реализации этой нормы заключается в определении расчетных величин пожарных рисков на объектах защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями.

Необходимо обратить внимание на принципиальное отличие норм, установленных ст. 6, от норм, действовавших в сфере пожарной безопасности до 1 мая 2009 г. Ранее предусматривалось, что на объекте должны быть выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности и правил пожарной безопасности или рассчитаны пожарные риски.

В настоящее время законодательно установлено принципиально другое положение: в любом случае должны быть выполнены все положения технического регламента и проведен расчет пожарного риска. Такой подход обусловлен тем, что Технический регламент содержит ряд статей, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения, к системам пожарной сигнализации и системам пожаротушения. Все эти статьи приводят конечные параметры упомянутых систем. Способы достижения этих параметров собственник может выбрать самостоятельно и доказать это с помощью проведенного расчета риска. Это принципиально важное положение: таким образом, государство уходит от жесткого нормирования конкретных технических решений.

Законодательно предусмотрено и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).

Таким образом, доказательством того, что выполнены положения Технического регламента, служат два момента: расчет пожарного риска или выполнение требований рекомендательных сводов правил и национальных стандартов.

В связи с этим законодатель ввел третью часть в статью 6, где сказано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, расчет пожарного риска не требуется.

В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31 марта 2009 года «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.


Декларация пожарной безопасности

Очень важен вопрос о разработке декларации пожарной безопасности, который регламентируется статьей 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Она должна восприниматься в контексте всего закона. Декларация пожарной безопасности никоим образом не дублирует декларацию промышленной безопасности: их назначение различно.

Декларация промышленной безопасности доказывает, что объект соответствует требованиям промышленной безопасности. Декларация пожарной безопасности носит совершенно иной характер. Ее смысл - подготовить собственника к эксплуатации объекта с целью обеспечения безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара. Собственник должен знать, какие требования следует выполнять для того, чтобы была обеспечена пожаробезопасная эксплуатация того или иного объекта. Проще говоря, декларация – это уточнение к традиционной инструкции о мерах пожарной безопасности, которую предписано иметь на каждом объекте.

Форма и порядок регистрации декларации установлены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91, зарегистрированным в Минюсте России. В соответствии с данным приказом в декларации указывается перечень конкретных требований, подлежащих выполнению. Собственник заполняет декларацию самостоятельно, либо, в соответствии с положением Гражданского кодекса, может привлечь для этого стороннюю организацию или физическое лицо.

Декларация может быть заполнена двумя способами. Первый: в ней приводятся технические решения, которые принял собственник, с приложением расчетов пожарного риска. Альтернативный способ: собственник не приводит расчеты, но указывает перечень тех пунктов нормативных документов (сводов правил и/или национальных стандартов), которые выполняет, эксплуатируя тот или иной объект. При этом собственник должен оценить возможный ущерб имуществу сторонних лиц от пожаров.

В Техническом регламенте сказано: «Возможный ущерб при возникновении пожара третьим лицам можно определить договором страхования гражданской ответственности». Это может осуществляться в рамках добровольного страхования ответственности. В качестве альтернативы этому собственник, может привести такие сведения в декларации на основании собственной доказательной базы.

В обязанность собственника не входит представлять документы о том, как он вычислил размер возможного ущерба третьим лицам, какими методиками руководствовался. Те данные, которые собственник представил в декларации, органы государственного пожарного надзора должны принять и зарегистрировать. Никаких дополнительных документов государственный пожарный надзор от собственника требовать не вправе.

Крайне важно, что декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности. Не предусматривается согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях. Что касается строящихся объектов, то декларация должна быть заполнена перед вводом объекта в эксплуатацию.

Для объектов, которые на сегодняшний день уже функционируют, декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 года, то есть в течение года после вступления в силу Технического регламента.

В Техническом регламенте содержатся две статьи, касающиеся существующих зданий – это часть 4 ст.4 и ст. 151 (заключительные положения).

Ст. 4 определяет, что на существующее и построенное здание новые требования Технического регламента не распространяются.

В ст. 151 указано, что в области пожарной безопасности действуют все нормы и правила, которые приняты федеральными органами исполнительной власти, не противоречащие требованиям Технического регламента.

Поэтому заполняя пожарную декларацию, собственник должен указать, какие требования он выполняет из ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.


Следующий принципиально важный момент связан с применением требований Технического регламента в отношении строящихся объектов или тех объектов, проектирование которых началось до момента вступления Технического регламента в силу. На этих объектах мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения были заложены в соответствии с действовавшими ранее, до принятия Технического регламента, нормами и правилами.

Причина возникающих вопросов в возможности различного толкования положения части 4 ст. 4 Технического регламента.

Итак, распространяются ли положения Технического регламента на объекты, строительство которых не было завершено до 1 мая 2009 года или проектирование начато до указанного срока?

Ст. 4 Технического регламента следует рассматривать в совокупности с другими законами, так как порядок применения любого законодательного акта отрегулирован основополагающими документами. Так, в соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением.

По общему для всех отраслей права принципу, закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Статья 4 Технического регламента не противоречит тексту вышеперечисленных нормативных правовых актов. В ней сказано: «на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара». Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно-технических и организационных мероприятий.

Это положение относится и к проведению сезонных ремонтных работ на объектах любого назначения, предусматривающих замену напольных покрытий. Техническим регламентом не запрещается использование материалов, соответствующих требованиям ранее действовавших нормативных документов в области пожарной безопасности.


О системе соответствия требованиям пожарной безопасности

В тексте Технического регламента приведено девять форм соответствия объекта защиты, продукции требованиям пожарной безопасности. Эти формы могут быть применены к конкретному виду продукции и к конкретному виду объекта.

Приводятся два альтернативных способа подтверждения соответствия. Первый - традиционный – осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний. Вторая форма подтверждения соответствия – независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности.

Необходимо разграничить два очень близких понятия: «независимая оценка пожарного риска» и «расчет пожарного риска».

Термин «пожарный риск» применяется и в том и в другом понятии. Но «оценка пожарного риска» - это проведение соответствующих расчетов, доказательство с помощью этих расчетов соответствует ли риск тем назначениям, которые установлены техническим регламентом. «Независимая оценка риска» - процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС России организацией, по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Эта процедура выполняется в соответствии с приказом МЧС России от 20 ноября 2007 года № 607, который определяет порядок аккредитации организации и те процедуры, которые организация должна выполнять.

Пункт 25 приказа МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517 (административный регламент об осуществлении государственного пожарного надзора), говорит о том, что на тех объектах, на которых проведена независимая оценка рисков, органами пожарного надзора мероприятия по контролю не планируются.


Размещение подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах

Особое внимание следует обратить на статью, определяющую порядок дислокации пожарных депо в городах, в городских округах и сельских поселениях с учетом времени прибытия к месту возгорания.

Порядок дислокации подразделений пожарной охраны определяется исходя из того, что время прибытия первого подразделения к вызову в городах - 10 минут, в сельских поселениях - 20 минут. Здесь не следует допускать подмены понятий. Техническим регламентом не установлено время прибытия первых подразделений, им определено, что подразделения пожарной охраны должны размещаться, таким образом, чтобы к месту пожара они могли прибыть в течение установленного времени.

На сегодняшний день законодатель планирует очень жестко подойти к генеральным планам застройки городов и сельских поселений. Пользуясь соответствующим сводом правил, тщательно пересмотреть генеральные планы, выработать необходимые предложения и мероприятия. На их основе рекомендовать, а где-то и требовать, чтобы в генеральные планы развития городов и сельских поселений были включены вопросы устройства, размещения пожарных депо с той плотностью, которую регламентирует новый закон о требованиях пожарной безопасности.

Положения этой статьи Технического регламента направлены на то, чтобы развивалась сеть пожарных депо. Практика расчетов на сегодняшний день показывает: для того, чтобы выполнить установленный норматив в городах, радиус выезда должен составлять примерно 3,8 километра, а в сельских населенных пунктах 11,7 километров. Руководителям городских поселений дается выбор: или улучшать качество дорог, чтобы пожарная охрана добиралась быстрее, или строить пожарные депо таким образом, чтобы обеспечить выполнение норматива.
Управление Государственного пожарного надзора
Главного управления МЧС России по РС (Я)/1sn.ru/

 

Контакты


Email: Почта 

Тел.: (495) 223-45-91

Главная   |   Услуги   |   Объекты   |   Клиенты   |   Контакты

2005-2009 © Инновационные технологии безопасности
Архив ностей пожарной тематики